О нацизме в Латвии рассказали открытым текстом

 

 

«Латвия, которую мы потеряли?» – фильм с таким названием презентовали латвийской публике
еще в конце февраля нынешнего года. С тех пор скандалы вокруг этой
картины, снятой Александром Гапоненко,
не утихают.

 

В новом фильме, по
словам режиссера, вниманию зрителей представляется трактовка событий жизни
латвийского народа в период с 1917 по 1945 годы. «В основе картины лежат лишь документальные кадры – видеоряд событий, которые имели место в этот
период. Основную часть кадров современный зритель увидит впервые
, – рассказывает сам Александр Гапоненко в интервью российским и латвийским СМИ. – Видеоряд смонтирован в основном из
материалов, полученных в Госфильмофонде и Госархиве Латвии. Это оригинальные
кадры жизни дореволюционной и довоенной Латвии, немецкие военные хроники, ленты
советского периода. Есть много фотографий присланных из немецких
государственных архивов».

 

По словам Гапоненко, главной
темой фильма являются межнациональные отношения в Латвии в предвоенный и
военный периоды, а также национальная политика местного правительства.
«Наш часовой фильм рассказывает о том, что
идеи построения «расово чистого» общества стали распространять в Латвии местные
национал-социалисты еще в конце 20-х годов прошлого века
, – поясняет создатель картины. – Однако масштабное строительство «латышской
Латвии» началось с прихода к власти диктатора Карлиса Ульманиса в 1934 году.
Именно с этого времени власти стали жестоко преследовать латгалов, русских,
евреев и даже немцев во всех сферах общественной жизни. Этот этнический
эксперимент, вкупе с обострившимися социальными противоречиями, привел к
установлению в республике советской власти, а затем к ее вступлению в состав
СССР».

 

В июне 1941 года латышские
национал-социалисты вновь попытались построить «латышскую Латвию», проведя
уничтожение местных цыган, евреев, а также части русских, рассказывает Гапоненко.
«Немцы оценили их усилия и включили в
качестве послушных исполнителей в свой собственный проект строительства, но уже
немецкого, расово чистого Третьего Рейха
, – уточняет автор. – Самих же латышей
завоеватели определили к ассимиляции или выселению в Сибирь. И только
освобождение Латвии от фашистских войск спасло латышский народ от полного
уничтожения. Бежавшие на Запад коллаборационисты сейчас называют это
освобождение «советской оккупацией», забывая, что половина латышей сражалась в
рядах Красной Армии или вела партизанскую борьбу с немцами в годы Великой
Отечественной войны. А идея «расово чистого» общества латышскими
коллаборационистами и их духовными наследниками «очищена» от пыли и крови и
вновь стала официальной доктриной страны».

 

Создатель картины заявляет, что «заложенные в фильме идеи коренным образом
отличаются от исторической мифологии, которую проповедует сейчас правящая
элита».
«В современном латвийском
обществе борются между собой две концепции. Правящая латышская элита реализует
концепцию «Латвия для латышей». Оппозиция придерживается концепции «Латвия для
латвийского народа». Обращение к историческим фактам позволяет увидеть, что из
себя на самом деле представляет воплощение в жизнь одна и другая концепция»,

поясняет автор.

 

Гапоненко убежден, что создал
свой фильм своевременно, потому как политика по созданию «латышской Латвии»
местными властями проводится и сегодня. «Правящая
латвийская элита взяла курс на сворачивание демократии в республике. Речь идет
о принятии националистической Преамбулы к Конституции, о запрете на проведение
референдума о ликвидации массового безгражданства, о попытке правящих запретить
образование на русском языке, о принятии закона о запрете отрицания оккупации»,
 – аргументирует
Гапоненко. Все эти драконовские законы, по его мнению, станут ничем иным, как
очередным шагом на пути реализации чудовищной концепции «расово чистого»
общества.

 

Фильм «Латвия, которую мы
потеряли?» наверняка еще не раз вызовет ожесточенную критику со стороны местных
властей. Стоит отметить, что подобную реакцию влекут за собой все
художественные проекты, которые хотя бы в малой степени описывают те зверства,
которые чинили в Прибалтике нацисты в годы Великой отечественной войны, и то,
как местные коллаборационисты гитлеровцам активно помогали. Вспомнить только,
какую волну критики вызвал фильм Александра Гапоненко и Николая Кабанова «Ostland»,
посвященный геноциду, осуществлявшемуся на территории нынешней Латвии немецкими
и латышскими нацистами. Если присовокупить описанную реакцию латвийских властей
на антинацистские фильмы и систематическое прекращение вещания в Латвии русских
каналов, о какой свободе слова в этой «процветающей» европейской стране вообще
может идти речь? Или демократические ценности «распределяются» здесь исключительно
по расовому и национальному признакам? Ответ вполне очевиден.

 


 

Текст: Марина Антропова, Бюро
информации Notum ©