«Poster for tomorrow»: право на правильную работу в картинках

 

 

Впереди России всей!

 

На Москве Россия не
заканчивается – убедиться в этом можно, посетив выставку международного
конкурса социального плаката «Poster for
tomorrow»,
открывшуюся накануне в Челябинске.

 

Финальная экспозиция с
многообещающим названием «Право на
правильную работу
» представлена сотней лучших социальных плакатов со всего
мира. Только представьте, эта сотня была отобрана из 4 301 работы, присланной на
конкурс из 131 страны мира!

 

Уточним, что ежегодно в
качестве темы конкурса выбирается одно из прав, сформулированных во Всеобщей
декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. В 2014 году темой стало
право на труд. «Каждый имеет право на
трудоустройство на принципах равноправия и отсутствия дискриминации
» – так
звучала ключевая идея нынешнего конкурса.

 

Эксплуатация детского труда,
дискриминация женщин в вопросах трудоустройства, ненормированный рабочий день,
детская проституция, проблема поиска работы для людей с ограниченными
возможностями – какие только аспекты этой проблемы в своих плакатах
не затрагивали участники состязания!

 

Отметим, что Челябинск уже не
первый год принимает у себя выставки проекта «Poster for tomorrow». Нынешняя
экспозиция для столицы Южного Урала стала уже третьей. Так, за последние годы
здесь уже успели побывать две выставки – «Дом для каждого» и «Право
на образование».

 

Под лежачий камень…

 

Но, несмотря на широкую
известность по всему миру и популярность конкурса социальных плакатов «Poster for
tomorrow», число участников из России в нем традиционно мало. Как рассказали
организаторы выставки «Право на правильную работу», в конкурсе, как правило,
участвует всего около 50 российских работ, которые, что вполне закономерно при
низком уровне интереса, редко попадают в топ-100. Так, в финале конкурса 2013
года («Дом для каждого») среди 100 плакатов единственным представителем РФ был
челябинец Виталий Контуганов,
студент кафедры сервиса и технологии художественной обработки материалов ЮУрГУ.
В 2014 году в финале россиян, увы, не оказалось…

 

О том, почему среди участников
известного конкурса так мало наши соотечественников рассказал один из
организаторов выставки в Челябинске, преподаватель
кафедры сервиса и технологии художественной обработки материалов ЮУрГУ Павел
Писклаков
.

 

 – Павел, почему, на Ваш взгляд, интерес россиян к этому проекту не столь
выражен? Не потому ли, что, как принято считать на западе, в России ситуация с
правами человека, мягко говоря, неблагоприятная?

 

 – Мне
кажется, как бы на западе не считалось, по большому счету это вопрос
инициативы. Если не Челябинск, а какой-либо другой город захотел все это у себя
«выставить», думаю, у них с этим не было бы никаких проблем!

 

 – А если конкретно говорить об участниках? Почему среди них так мало
россиян?

 

 – Рискну предположить,
что тут может быть две причины. Первая – некая инертность нашей
молодежи. По логике: «я непризнанный гений», «что мне тут еще придумывать», «у
меня итак куча работы, и еще неизвестно, попадет ли мой плакат в шорт-лист». И
вторая – проблемы с английским языком. В «Poster» основная информация
идет на английском языке: объявления, брифы.

 

Кто-то не знает языка,
кто-то банально боится не пройти. Это как в том анекдоте, где мужик просил у
Бога помочь ему выиграть в лотерею, а Господь в один момент сказал: «Ну, ты,
билет-то хотя бы уже купи!». А мы билет не покупаем, понимаете, а в результате
и не участвуем! Хотя, на мой взгляд, это очень хороший способ, особенно для
студентов, чтобы, во-первых, и свои силы проверить и, во-вторых, поучаствовать
в солидном конкурсе, который проводят не «внутри себя», так сказать, а на
международном уровне.

 

Они такие разные, но все-таки они вместе!

 

Как мы уже рассказывали, на
выставке были представлены плакаты из разных стран мира и континентов: из Азии,
Африки, Латинской и Северной Америки, Европы, Австралии. Невольно возникает
вопрос: а можно ли как-то чисто визуально или по теме догадаться, представитель
какой страны нарисовал тот или иной плакат?

 

С этим вопросом мы вновь
обратились к Павлу Писклакову, который, к слову, в прошлом году был членом
онлайн-жюри конкурса.

 

«Есть некоторая тенденция, – рассказывает Павел. – К примеру, некоторые страны акцентируют
внимание на тех аспектах проблемы правильной работы, которые для них наиболее
актуальны. Для каких-то стран очень важна тема детской проституции… Это Азия,
Африка. Но кстати дизайн у них совершенно разный. Так что не всегда можно
определить, откуда тот или иной плакат. Можно, конечно, и по технике догадаться
о принадлежности автора к той или иной школе. Но все-таки в большинстве случаев
мы не догадаемся, откуда плакат
».

 

Нельзя было не спросить у Павла
Писклакова, как у члена онлайн-жюри конкурса, и о главных критериях отбора работ.

 

«На всех конкурах они примерно одинаковые, – поделился с
нами организатор. – В первую
очередь, это четкое следование тематике, то есть показатель того, насколько
хорошо плакат раскрывает тему.

 

Если говорить о биеннале плаката в целом, то там куда важнее техника и
то, насколько новое решение в своей работе ты предлагаешь. Здесь же, в первую
очередь, важно раскрытие идеи и только уже потом оригинальность и техника».

 

Для кого и зачем?

 

У некоторых может сложиться впечатление
о том, что выставка о праве на правильную работу интересна только дизайнерам,
эстетам или правозащитникам. Ничего подобного! Эта экспозиция рассчитана на
широкую аудиторию, в ней каждый сможет найти для себя что-то «свое». Нарисовать
портрет «типичного» посетителя выставки сложно, как и портрет самого участника
конкурса, ведь никаких ограничений, к слову, для них не было: создавать плакаты
могли и мужчины, и женщины, и подростки, и взрослые, люди любых
национальностей, вероисповеданий и взглядов.

 

Широкая география
участников конкурса и отсутствие ограничений придают экспозиции особый шарм и
притягательность. Подобный разный взгляд на одну и ту же проблему, выражаясь
словами одного из организаторов выставки в Челябинске, «позволяет нам всем понять,
что же все-таки происходит и обратить на это внимание».

 

Добавили изюминку

 

Но организаторы решили не
ограничиваться простой презентацией выставки международного конкурса. Оживить
экспозицию они планируют своими мастер-классами, которые пройдут в столице
Южного Урала уже в ближайшее время.

 

«Мы хотели поговорить не только о проблемах в рамках этой выставки, но и
о современных способах решения этих проблем,
 – рассказывает руководитель
Информационного центра по атомной энергии Челябинска Лариса Матвеева. – Нас интересовал вопрос, с какого вообще
возраста люди начинают задумываться о своей будущей работе, с какого возраста
нужно задумываться о том, что такое работа, что такое профессия, чтобы потом
этот выбор был успешным и приносил удовольствие. В рамках наших мастер-классов
мы попробуем на этот вопрос ответить и показать современные способы
профориентации, начиная с возраста 2,5 года. Мы считаем, что задумываться о
выборе правильной работы нужно уже буквально с пеленок, для того чтобы это в
конечном итоге было в удовольствие, в радость
».

 

Принять участие в мастер-классах
и познакомиться с выставкой могут все желающие. Экспозиция будет «работать» с 14
по 31 января в книжном магазине «Библио-Глобус» (ул. Молдавская,16 — ТРЦ
«Фокус», 4-й этаж).

 

Но это не все приятные новости
для южноуральцев! Один из организаторов нынешней выставки поделился секретом о
том, что уже в середине марта Челябинск может посетить сам президент «Poster
For Tomorrow». И не просто посетить, а провести для всех желающих
увлекательнейший workshop, который
станет первым в России! 

 

Но и это еще не все! Сегодня уже
известна тема следующего конкурса «Poster For Tomorrow» – это право на
медицинскую помощь. Прием работ начнется уже 10 марта! Регистрироваться и
отправлять свои работы можно на официальном сайте проекта.

 

Если Вам есть что сказать
посредством социального плаката, обязательно участвуйте в конкурсе! У Вас есть
все шансы попасть в топ-100! Просто «купите уже, наконец, лотерейный билетик»!

 

 


 

Текст: Марина Антропова, Бюро
информации Notum ©

 

Любое использование авторских материалов допустимо только при наличии активной индексируемой ссылки на первоисточник.

 

Фото на главной: каталог лучших работ 214 года в рамках проекта PFT. Источник: http://www.posterfortomorrow.org/en/