В память о «рижском палаче» в Латвии поставят мюзикл

 

 

«От героев былых времен не
осталось порой имен» — поется в известной советской песне «Офицеры». Много ли
мы слышим сегодня о тех, кто проливал свою кровь за освобождение Родины от
фашистских захватчиков? Можем ли назвать имена настоящих героев войны? Много ли
мы вообще знаем об их судьбах? Наверняка, ничтожно мало. Зато сегодня мы все
чаще имеем дело с историей тех героев, которых еще каких-нибудь двадцать лет
назад и героями-то назвать было сложно. Так, в настоящее время реабилитация
нацистских наймитов полным ходом идет в Польше, Украине, по всей Прибалтике. Имена
настоящих борцов за свободу и правду цинично заменяют на имена псевдогероев: о
последних снимают фильмы, пишут книги, прославляют их в прессе, на телевидении…

 

Новая попытка реабилитировать очередного
преступника Второй мировой войны сегодня предпринимается в Латвии. Одной книги о
легендарном латвийском летчике, участвующем в годы войны в карательных операциях
против евреев, Герберте Цукурсе местным патриотам оказалось
недостаточно. Теперь ему решили посвятить целый спектакль…

 

«Цукурс. Герберт Цукурс» —
мюзикл с таким названием предстанет перед латвийским зрителем уже осенью нынешнего
года. Эту «историю о легендарном полете, приключениях и трагической судьбе
лиепайского авиатора» приурочат к 80-летию с момента возвращения Цукурса из перелета
в Гамбию.

 

По замыслу авторов, основой сюжетной
линии мюзикла станут «трагические события истории Латвии через призму жизни
одного патриота». Испытывая к своему главному герою глубокую симпатию,
создатели постановки акцентируют свое внимание на том, что многочисленные
преступления Цукурса остаются недоказанными, а потому и вешать на летчика позорный
ярлык нациста спешить не стоит.

 

Хочется напомнить, что
известный латвийский летчик, конструктор и журналист Герберт Цукурс, которому и посвящен описываемый нами мюзикл, до сих пор
считается военным преступником. Они никогда не был судим, потому как
бежал и не был пойман.

 

Цукурс начинал свою
службу в латвийской авиации, откуда впоследствии
был уволен за «принадлежность к террористической деятельности». В годы Второй мировой войны этот,
придерживающийся националистических взглядов, деятель перешел на сторону
нацистской Германии: сначала пополнил ряды вспомогательной полиции, а потом и
вовсе с головой ушел в карательную команду Арайса, которая, по
подтвержденным данным, участвовала в убийствах 25 тысяч человек. Чем занимался
там Цукурс? Коллекционировал марки? Или все-таки нашивки убитых им же евреев?

 

Некоторые свидетели
рассказывали и о том, как господин Цукурс ездил по гетто на машине, стреляя из
пистолета во встречных евреев, и о том, как он, будучи руководителем первого
уничтожения жителей рижского гетто, лично убивал отстающих от колонны стариков
и больных. Рассказывали и том, что герой наш отнимал во время расстрелов грудных
младенцев и, подбрасывая в воздух, стрелял в них.

 

«Я хорошо знал Цукурса, — делился
воспоминаниями бывший сослуживец по команде Арайса, майор Михаил Миронов. – В последних числах ноября 1941 года вечером
я вошёл в [Рижское] гетто и увидел Цукурса сидящим на лошади. Он стрелял по
евреям, которые были собраны вместе. Чтобы развязать звериные инстинкты, Арайс
и Цукурс хватали младенцев арестованных людей и на виду у всех разрывали их у
себя на груди. Цукурс кричал: «Дайте мне напиться крови!».

 

Наверное, это
все выдумки, слухи и клевета. Наверное, это тот самый случай, когда без огня
бывает немало дыма. Но, кому, кому, простите, понадобилось сочинять все эти
небылицы про Цукурса? Зачем возводить на самоотверженного и верного родине
летчика всю эту напраслину? Может быть, хотя бы затем, что это и не напраслина
вовсе?

 

«Есть множество свидетельств в институте Холокоста «Ядва-Шем»
(он считается самым главным институтом в мире по исследованию Холокоста), что
Герберт Цукурс принимал участие в истреблении евреев в рижском гетто. Если
Латвия идет по пути героизации легионеров Ваффен-СС, а теперь еще и конкретных
убийц — нечего удивляться, что из этой страны убегают люди», — заявил в своем
интервью радио Baltkom глава Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен.

 

При этом, следует признать,
что Цукурс, действительно, был талантливым летчиком, летчиком по призванию. В
период с 1926 по 1934 годы он собственноручно разработал и построил планёр и три
самолета, совершал перелеты на своем «творении» в Африку. Именно эти героические страницы истории и хотят
рассказать в своей постановке латвийские режиссеры, и их, при этом, не смущает
возможность неоднозначной оценки этого персонажа со стороны зрителей. «Задача искусства — провоцировать,
заставлять задуматься,
— говорит один из создателей мюзикла. – Это один из случаев, когда мы попытаемся
побудить общество подумать о латвийской трагедии и о том, как мы сами относимся
к важным историческим моментам».


Однако в пользе подобных музыкальных
спектаклей сегодня далеко не все уверены. «Постановка
будет полезной и побудит к дискуссии, если на примере одного человека покажут,
что тоталитарный режим делает с личностью, и какова ответственность самого
человека,
— полагает историк Каспар
Зеллис
. – Но она принесет больше
вреда, чем пользы, если это будет попытка только реабилитировать Цукурса».


По убеждению председателя
Антифашистского комитета Финляндии, историка и правозащитника Йохана Бекмана, попытка рассказать
зрителям альтернативную историю преступника да еще и в таком оригинальном жанре
заранее обречена на провал. «Цукурс – известный
нацистский преступник, который был ликвидирован спецагентами Израиля
(убит
спецслужбами Израиля 23 февраля 1965 года в Уругвае- прим.ред.). Его
биография достаточно известна и трагична, что уже само по себе – большая драма,

— рассказывает корреспонденту БИ NOTUM финский эксперт. – О нем много писали, снимали документальные фильмы. Может, судьба нацистского
преступника и хорошая тема для кино, но никак не для мюзикла. Это легкий жанр,
а, значит, и восприниматься эта постановка будет исключительно как
издевательство над всеми жертвами этого нацистского преступника».

 

«Насколько я знаю, Цукурс, как великий летчик, достаточно популярен в
современной Латвии
, — продолжает Бекман.
Но это не повод для постановки мюзикла.
Это очередная провокация. Да и когда ты говоришь, что все, что делал Цукурс –
правильно, значит, ты разделяешь с ним ответственность и готов повторить все
его преступления».

 

Несмотря на всю противоречивость
главного героя мюзикла, от постановки этой исторической музыкальной картины авторы
сценария вряд ли откажутся. С одной стороны, понять латвийских деятелей
искусства можно: какие национальные герои – такие и фильмы, книги, мюзиклы и спектакли.
Да и про каких иных героев рассказывать народу, если других, как говорится, Бог
и не дал? Но это только с одной стороны…

 


 

Текст: Марина Антропова, Бюро
информации Notum ©